Как правильно обратиться с жалобой к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации
Жалоба к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации
Сегодня мы разберем кейс о том, как и кому и для чего можно обратиться к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, далее для удобства будем использовать сокращенный термин – Уполномоченный.
Для начала, разберем что из себя представляет институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, учрежден данный институт исходя установлений Конституции России, в частности в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Правовая основа деятельности Уполномоченного основана на отдельном Федеральном конституционном законе от 1997 года, данный факт следует подчеркнуть так как в данном документе приписан и статус, права и законная деятельность Уполномоченного.
Уполномоченный по правам человека в своей деятельности независим и неподотчетен каким-либо государственным органам власти.
Важно отметить, что в настоящее время в современной российской действительности широкое применение получили специализированные Уполномоченные, как на федеральном уровне, к примеру: Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка, Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, в том числе на уровне субъектов (регионов) страны, к примеру Уполномоченный по защите прав человека в городе Москве. Однако, статус и полномочия специализированных Уполномоченных сужен, в силу их специфики, и не имеют отдельного закона как Уполномоченный по правам человека в России. Замечу, что компетенции и специфика на региональном уровне может отличаться, могут быть прописаны дополнительные полномочия по защите прав человека и гражданина. В следующих статьях, мы с вами внимательно ознакомимся и с деятельностью и региональных Уполномоченных и о том, как и по какому поводу можно к ним обратиться.
Кто может обратиться к Уполномоченному? Гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин и лицо без гражданства, иными словами заявители.
И так с чем обращаются к Уполномоченному? С жалобой, на решения или действия, или бездействия органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих.
Внимание важно чтобы заявитель ранее обжаловал решения или действия (бездействия) в административном или судебном порядке, но не согласен с решениями по жалобе.
Есть ограничение, которое необходимо принять во внимание, Уполномоченный не рассматривает на решения палат Федерального Собрания Российской Федерации и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, тем самым обжаловать решения Совета Федерации, Государственной Думы РФ и регионального парламента невозможно.
Какие сроки подачи? Жалоба должна быть подана не позднее года со дня нарушения прав и свобод заявителя, или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении.
Каковы обязательные условия жалобы? В жалобе обязательно должны быть указаны фамилия имя отчество заявителя, изложена суть решений или действий (бездействий) нарушивших или нарушающих, по мнению заявителя, его права и свободы, а также сопровождаться копиями решений, принятых по его жалобе, рассмотренной в судебном или административном порядке.
Есть ли государственная пошлина? Нет, жалоба, направляемая к Уполномоченному, не облагается государственной пошлиной.
Жалобы от лиц, находящихся в местах принудительного содержания, просмотру администрацией мест принудительного содержания не подлежат и в течение 24 часов направляются Уполномоченному.
В жалобе необходимо сообщить, какую помощь от Уполномоченного желает получить заявитель, и почему он полагает, что имеет на это право, данный тезис призван помочь Аппарату Уполномоченного разрешить ваш вопрос, по существу.
Анонимные жалобы Уполномоченным не рассматриваются.
О принятии жалобы Уполномоченный уведомляет заявителя в 10-ти дневный срок. Заметим, что Уполномоченный уведомляет и орган государственной, муниципальной власти, или должностное лицо решения или действия (бездействия) которых обжалуются.
В случаи отказа в принятии жалобы к рассмотрению, данный отказ должен быть мотивирован.
Уполномоченный обязан известить заявителя о рассмотрении жалобы.
Обращение с жалобой к Уполномоченному является не совсем простым и понятным для каждого, существуют особенности, в частности существуют критерии по приемлемости жалобы, т.е. такие условия без которых жалоба не будет рассмотрена.
Обращение к Уполномоченному является средством защиты прав и свобод, наравне с такими институтам защиты прав, как например: Европейский суд по правам человека.
Необходимо принимать во внимание что Уполномоченный имеет право выступить в защиту ваших интересов и прав, однако для этого ваша жалоба должна отвечать требованиям, которые прописаны в законе, и главное быть юридически проверенным (выверенным) документом.
Рекомендую Вам прежде чем приступить к самостоятельному написанию жалобы, проконсультироваться с тем, кто подготовил массу подобных жалоб, спросите совета у адвоката дабы избежать траты драгоценного времени.